• 26212 просмотров
Из дороги смерти делают автобан
Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы.
Дорога на Иргиз всегда считалась опасной для передвижения – ямы, канавы, нет ни СТО, ни гостиницы. В этом году начался ремонт участка, на котором никогда раньше не было асфальта. Дорога на Иргиз вошла в транзитный коридор международного значения «Западная Европа – Западный Китай».
Карабутак и Иргиз стали ближе
Раньше в райцентр Иргиз можно было ездить только на внедорожниках. А весной, когда размывало дорогу, местные жители с большим трудом добирались до областного центра. Теперь Иргиз и Карабутак становятся ближе. В посёлок Карабутак сегодня можно доехать за 2,5 часа. Три года назад люди добирались в посёлок из Актобе по 7 часов. Асфальт на дорогах нужно ремонтировать каждые 8 лет, а после развала Союза средства на эти цели долго не выделяли.
– В 2006 году закончили реконструкцию 215 километров участка Актобе – Карабутак, начали следующие 215 километров автодороги Карабутак – Иргиз, к осени их закончим, – рассказывает директор Актюбинского областного департамента Комитета автомобильных дорог Баглан Баймагамбетов. – В 2009 году начнётся реконструкция участка Актобе – Мартук – граница России по дороге на Оренбург.
Реконструкция и строительство дороги стали возможны благодаря внедрению проекта транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
- Даже в советские времена хорошей дороги на Иргиз не было, – рассказывает главный специалист Актюбинского областного управления комитета развития транспортной инфраструктуры Жоламан Тажимбетов. – В 1976 году положили земляное полотно, ещё через четыре года его засыпали щебнем. И только в 1983 году до перекрёстка на Шалкар и Иргиз проложили асфальт. Но до Иргиза так и осталась щебёночная дорога. Автобусы ехали в райцентр по 12 часов. В этом году впервые в истории до Иргиза появится асфальтированная дорога. Да ещё какая! Широкая, способная выдержать 13 тонн нагрузки на каждую ось грузового транспорта.
Каждый метр полит потом
Корреспондент «Д» выехала в Карабутак. Транспорт на новой дороге до Карабутака идёт как по маслу. По пути нам встретились сотрудники ТОО «Иврус». Они укладывали последний слой асфальта. Люди трудятся в тяжёлых условиях: температура воздуха в степи около 45 градусов, добавьте к ним ещё 140 градусов от горячего асфальта. Три недели по всей области лили дожди. После дорожники работали в две смены, укладывали асфальт ночью, под передвижными фонарями, чтобы вернуться в график.
Строят дорогу жители Иргизского района, приезжие из Астаны, Алматы, Жамбыла, Караганды и других городов, всего 300 человек. Около 100 местных жителей привлекли водителями и механиками. Для работы на катках и погрузчиках набрали опытных людей, которые занимались строительством дорог в Уральске, Костанае, Актобе. Кроме обычных рабочих мест организовали 30 социальных для молодёжи и тех, кто попал под сокращение.
– Я раньше был охранником, пережил сокращение, – рассказывает учётчик ТОО «Иврус» Манас Дуйсенбаев. – В Актобе не смог найти работу. Тут я считаю число рейсов автомашин, тоннаж. Месяц работаю, живу в вагончике. Потом еду на 10 дней домой. Конечно, жарко, хожу целый день на солнцепёке в голой степи. Мне 56 лет, нужно заработать пенсию.
Вахтовым методом работает инженер по технике безопасности и охране труда ТОО «Иврус» Берик Токпанов из Иргиза.
– Средняя зарплата у дорожников – 35-40 тысяч тенге в месяц, – говорит Берик Токпанов. – Те, кто трудится на дробилке или асфальтобетонном заводе, получают по 45-50 тысяч тенге. Зарплату выдают вовремя.
Живут строители в двух дорожно-эксплуатационных пунктах. Так называют городки из вагончиков. В них же стоят лаборатории и асфальтобетонные заводы.
– Асфальт – это сложный пирог, в котором 6-7 слоёв, – объясняет по пути главный специалист Актюбинского областного департамента комитета автомобильных дорог Жоламан Тажимбетов. – Будут ли на дороге волны, трещины во многом зависит от качества битума. Все шесть слоёв дорожного пирога укладывают не за раз и не за два, и каждый слой утрамбовывает тяжёлый каток.
Битум для строительства дороги возят из России, горячий асфальт готовят на заводе в рабочем городке. Вся техника, которую используют на строительстве, зарубежная. «Даже шурупа и болта казахстанского нет», – говорят строители. Сломается деталь китайского или немецкого большегруза, нужно делать заказ и ждать поставки минимум три дня.
– Сложность работы на участке в том, что он отдалён от месторождений щебня, – рассказывает заместитель менеджера проекта ТОО «Дена Рахсаз Казахстан» Шатбек Байсынов.
Щебень возят с Кияктинского и Акшикольского карьеров. Они находятся на 1005 и 1035 километрах трассы, а ремонт идёт до 1240 километра. В итоге щебень возят за 200 километров от места ремонта. Дальность перевозок увеличивает затраты. Себестоимость перевозки каждой тонны груза на 100 километров – 8 тенге. В этом году ТОО «Дена Рахсаз Казахстан» и ТОО «Иврус» освоят на строительстве порядка 5 миллиардов тенге. Каждый километр стоит в среднем 50 миллионов тенге.
Развивается сервис и туризм
Семья Дё седьмой год держит кафе в четырёх километрах от Карабутака, где строят транзитный коридор «Западная Европа – Западный Китай». Дальнобойщики утверждают, что от Иргиза до Актобе их кафе лучшее.
– Раньше мы выращивали бахчевые, – рассказывает хозяйка кафе «Дальнобойщик» Лилия Дё. – По этой дороге часто ездили из Узбекистана. В 2002 году услышали, что тут будет развиваться грандиозный проект. Установили вагончик возле дороги, после выстроили кафе. Живём надеждой, что по дороге двинутся фуры из Китая. Тогда клиентов станет больше.
Бизнес у Лилии Дё семейный. Муж, три дочери, зять и сын работают вместе с ней.
– Раньше у нас часто кушали камазисты из Узбекистана, – рассказывает Лилия Дё. – Если станет много желающих, построим гостиницу.
Особо оживлённой дорога была в прошлом году: из Европы ехали в Китай, на Олимпиаду. Строительство дороги может дать развитие туристическому бизнесу в Иргизском районе. В 38 километрах от Иргиза находится кратер Жаманшин, куда упал метеорит. На дне кратера до сих пор находят необычные камни. Там находится Тургайский заказник с системой 30 больших и малых озёр. А в 1912 году тут впервые в мире нашли останки гигантского млекопитающего – индрикатерия.
– Совсем скоро дорога на Иргиз станет не Долиной смерти, как её называли, а популярным автобаном, – уверен замдиректора областного департамента комитета автомобильных дорог Аязбай Османгалиев. – Люди увидят всю красоту Иргизского района: речки, полупустыни, пустыни, пески и барханы. И сейчас есть туристы, которые готовы трястись сотни километров по бездорожью, лишь бы увидеть что-то необычное. Когда мы выстроим дорогу, появятся условия для туризма.
Дорога короче всех
Почти 8500 километров дорожного полотна станут самым коротким наземным маршрутом, который свяжет Европу и Азию. Если на доставку грузов морским путём уходит 45 суток, по железной дороге 14 суток, то по трансграничной магистрали «Западная Европа – Западный Китай» будет уходить лишь 10 суток.
Одна цифра
35-40 тысяч тенге получают рабочие за укладку асфальта под палящим солнцем в Иргизской степи.
2 миллиарда долларов выгоды. Сегодня товарооборот между Европой и Азией оценивается в 700 миллиардов долларов. Половина грузопотока идёт из Китая. По прогнозу после запуска транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай» поступления от транзита грузов по территории нашей страны могут дойти к 2015 году до 2 миллиардов долларов. |
Актобе – Карабутак – Актобе
Татьяна Токарь
-
На мотоцикл нет документов. Можно ли его легализовать?
-
Опять реформа ЖКХ. Что ждет жителей многоэтажек и как они будут управлять домами
-
Сколько в Казахстане живет ветеранов
-
В Актобе делают новый сквер по улице Есет батыра
-
Копии документов требовать запрещено. Совет юриста
-
Актюбинский завод ферросплавов успешно провел модернизацию печи №44
-
Погода в Актобе на 15-17 апреля. Ожидается потепление
-
Бескомпромиссные рокеры из Актобе показали мир наизнанку
-
В Казахстане хотят установить госномера на велосипеды и самокаты
-
Вокзал в Актобе реконструируют
-
Народный репортёр. Осенью 2024 года в нашем дворе все перекопали
Пишите обращение в Акимат и отдел ЖКХ через систему е-оtinish. В данном случае нарушены правила благоустройства. Также напишите заявление участковому полицейскому. Ст.505 КоАП РК предусматривает... -
Радикал убеждал, что убийство – это меньший грех, чем отказ от молитвы
Исламизация Казахстан идет усиленными темпами Халифатчики готовы к Государственному Перевору в Республике куда смотрит Комитет Национальной Безопасности ??? -
Актюбинский завод ферросплавов успешно провел модернизацию печи №44
Для чего освещать в средствах массовой информации новости от олигархов? Что нам даёт АЗФ?И что толку актюбинскому народу от модернизации печи№4? -
Разрушающееся СИЗО показали актюбинским депутатам
Кто ворует, откаты берёт, там будет скоро. -
Разрушающееся СИЗО показали актюбинским депутатам
А деньги на ремонт не выделялись ни разу? Верится с трудом) -
На мотоцикл нет документов. Можно ли его легализовать?
Начали везде писать узнать звонить , оказывается мы не одни такие,люди тоже столкнулись с такой проблемой,но не кто не знает что делать????смешно есть новый Мот... -
На мотоцикл нет документов. Можно ли его легализовать?
Такая же проблема,все документы на руках полный пакет, осмотр пройден.пришли в цон говорят нет эптс требуют,новый закон 1января 2025года ,на который не кто не может... -
Сразу на затылке штрихкод набейте - актюбинцы о предложении установить номера на велосипеды
Лишь о народе думающие избранники потустороннего от Казахстана мира позабыли о строительных и садовых тачках. Вот где раздолье для пополнения дырявого бюджета -
У котиков в центре города появилась своя ночлежка
Маленький Стамбул! Хорошо, когда почитают наших братьев меньших! -
Сразу на затылке штрихкод набейте - актюбинцы о предложении установить номера на велосипеды
На детский 3-х колёсный велосипед тоже нужен госномер?
Комментарии 0