Велосипед против бездорожья, грязного воздуха и ожирения
Жуткий воздух, пробки на дорогах, слабое здоровье актюбинцев и отсутствие времени на спорт... Все эти проблемы мог бы решить... велосипед. Но у актюбинцев нет традиции и возможности ездить на велосипедах, хотя во многих, в том числе и очень благополучных странах байк – транспорт №1.
Жуткий воздух, пробки на дорогах, слабое здоровье актюбинцев и отсутствие времени на спорт... Все эти проблемы мог бы решить... велосипед. Но у актюбинцев нет традиции и возможности ездить на велосипедах, хотя во многих, в том числе и очень благополучных странах байк – транспорт №1.
Редакция «Д» решила выяснить, почему в Актобе мало ездят на велосипедах и проверить на себе, насколько этот экологически чистый транспорт безопасен и практичен. Я с энтузиазмом принял редакционное задание, но, проколесив один день, понял, почему этот транспорт не в почете. В городе, где светятся понты, ездить на велосипеде не престижно, не солидно, не круто. Это во-первых. А во-вторых, у нас-то и тротуары для пешеходов никогда не делают и не ремонтируют, не то что велосипедные дорожки.
Для эксперимента мне пришлось одолжить велосипед. Железный конь оказался на 5 лет старше меня. Он уже давно пылился в гараже товарища и внешне мало внушал доверия.
Перед заездом ознакомился с правилами дорожного движения для велосипедистов. Все предельно ясно. Главное – держаться как можно правее, ближе к обочине. Над маршрутом долго думать не пришлось. По работе часто приходится ездить в старую часть города. Отправная точка – редакция, Есет батыра, 99. Пункт назначения – городской акимат по ул. Ахтанова. Конечная остановка – вновь редакция.
В старую часть города ближайший путь – через мост в 5 микрорайоне. До самого моста добраться было нетрудно. Однако подниматься на путепровод желания не было. Несущиеся на скорости машины делали подъем небезопасным. Здесь я руководствовался пословицей «Умный в гору не пойдет…». Дачники-велосипедисты выбирают путь под мостом. Однако здесь есть риск быть покусанным бродячими собаками.
Железная дорога осталась позади. Выезжаем на пр. 312 Стрелковой дивизии. Ограничение скорости на данном участке дороги 60 километров в час. Ехать наравне с машинами я отказался – нужно живым закончить эксперимент. Съехал на обочину. Добрался до перекрестка с дорогой по ул. Маметовой. Здесь часто сталкиваются машины, да и трафик очень загружен. Возможности безопасно переехать дорогу нет. Лучше всего спешиться и перебежать дорогу.
Проезжаем автовокзал, попадаем в старую часть города. Не то чтобы здесь ровные дороги, даже наоборот, но ездить на велосипеде здесь куда комфортнее, чем в микрорайоне. Однако и здесь велосипедиста ждет опасность. В этой части города дороги все узкие, и припаркованные машины, выезжая на дорогу, могут стукнуть байкера. Таких участков много по улице Алтынсарина возле зданий прокуратуры, краеведческого музея, университета и горОО.
Доезжаем до улицы Ахтанова. Специальных парковочных мест для байков у здания акимата не оказалось. В акимат не ездят на велосипедах. Пристегнул велосипед к ограде драмтеатра. Цель достигнута. На дорогу ушло 35 минут. При желании можно и быстрее. Например, холмистые участки старой части города легче преодолевать на велосипеде с режимом переключения скоростей. Это позволит облегчить нагрузку на ноги при подъеме в гору. Автобус доезжает немного быстрее.
Для обратного пути в редакцию я выбрал другой маршрут. По ул. Некрасова меня со свистом обогнали два велосипедиста на новеньких байках. Мой же тихонько кряхтел подо мной. По улице Маметовой у обочины стояла машина дорожной полиции. Я двигался по тротуару, что является нарушением правил дорожного движения. Но дорожным полицейским было не до меня. Велосипедист – рыба мелкая. На обратный путь в редакцию ушло примерно столько же времени.
За пару часов езды на велосипеде я увидел, сколько изъянов на дорогах, с которыми сталкиваются байкеры. Очевидно, что велосипедист – нежданный гость на большой дороге. Но с уверенностью могу сказать, что велоспорт – это масса драйва, адреналина и позитивных эмоций.
Ерхан Умаров, аким города,
из выступления 23 апреля:
– В сфере спорта разработаны мероприятия по вовлечению 30% горожан к систематическим занятиям физической культурой и спортом. По состоянию на 1 апреля показатель по городу достигает 23,7%.
Ляззат Ниязова,
врач лечебной физкультуры:
– Велоспорт относится к циклическим видам спорта. Мы настоятельно рекомендуем езду на велосипеде тем, у кого проблемы с дыхательной системой. При длительном катании на свежем воздухе легкие начинают работать в полную силу. Занятия велоспортом также очень полезны курильщикам. Легкие очищаются от токсинов, которые попадают в легкие при вдыхании никотина. Людям, которые страдают варикозом, также полезна езда на велосипеде. Когда вы крутите педали, в сосудах уменьшается застой крови, кровь начинает циркулировать быстрее. Заметно улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы. Проезжая около 15 км за неделю, вы снижаете риск заболевания сердечно-сосудистой системы в 2 раза. Занятия велоспортом нежелательны в раннем периоде восстановления после инфаркта.
Сергей Печуев,
велосипедист-любитель:
– На велосипеде я езжу на работу. Это около 10 километров. Я еду исключительно по дороге и поэтому считаю себя полноправным участником движения. За 8 лет вождения выучил правила не хуже водителей. Трудности могут возникнуть на сложных перекрестках и там, где нет светофоров. Важно надевать защиту, как минимум шлем. А в темное время суток нужно использовать фонарь. Между водителями и велосипедистами – взаимная неприязнь. Водители зачастую игнорируют байкеров. В прошлом сезоне меня остановил полицейский и сказал, что я должен ехать по тротуару и не мешать движению машин. Сам патрульный не знает ПДД! Поэтому всем начинающим и продолжающим советую изучить правила дорожного движения. И не стесняться показывать руками направления поворота. Очень важно показать едущему сзади автомобилю маневр, который вы собираетесь совершить.
Майра Хасанова,
путешественница:
– В прошлом году я была в Вене и поразилась, что на велосипедах там приезжают на работу даже в Хофбург, в правительственное здание. В деловых костюмах мужчины и женщины подъезжают к замку, ставят велик на парковку и идут на работу, в министерство например. Но там есть все условия: выложенные красной брусчаткой дорожки для велосипедистов, общая культура. У нас же менталитет такой: каждый должен показать, что у него есть крутая машина. Поэтому у нас так много полных и нездоровых людей, плохая экология.
Плюсы и минусы велосипеда в городе
– Водители авто не солидарны с велосипедистами
– Нет условий на некоторых участках дорог
– Травмоопасно
– Нет условий для парковки и хранения
+ Экологически чистый транспорт
+ Спорт для тех, у кого нет времени
+ Полезно для здоровья
+ Развивает мускулатуру
+ Мобильность. Не страшны пробки на дорогах
Велосипед можно использовать для похудения
Людям с избыточным весом, которым трудно заниматься бегом, лучше сжигать калории, катаясь на велосипеде. За час езды на велосипеде расходуется от 400 до 750 калорий. Точная цифра зависит от длительности, интенсивности или скорости езды, а также от маршрута. На езду по пересеченной местности с частыми подъемами-спусками расходуется больше калорий, следовательно, похудение будет происходить быстрее. Максимальный эффект для похудения велоспорт дает при условии ежедневных тренировок. В среднем за месяц тренировок можно похудеть на 2-8 кг.
Факт
Мировой рекорд скорости на велосипеде был побит в 1985 году. Велосипед разогнали до 245,08 км/ч.
Почему актюбинцы не ездят на велосипедах?
Жарас,
школьник:
– Я сам на велосипеде не катаюсь. Хотя считаю этот вид спорта очень крутым. Можно ли сделать велик популярным в Актобе? Сомневаюсь. Все очень обленились. Людям лень делать лишние движения. Вот и пересели на машины.
Алексей,
водитель:
– Посмотрите, сколько у нас транспорта! Молодежь сейчас велосипедом не привлечешь. В наше время катались и стар и млад. Надо что-то придумать, потому что выхлопные газы губят экологию. Велосипеды нужны! Хотя сам не променяю машину на велосипед.
Валентина Михайловна,
санитарный врач:
– Велосипед не заменит общественный транспорт. Потому что далеко не все смогут на нем ездить. Но если говорить о молодежи, то им не помешало бы пересесть на велосипеды. Люди стали слишком деловые. Все куда-то спешат. Вот и ездят на авто.
Сергей,
строитель:
– Проезд периодически дорожает. Но я не трачусь на автобусы. Я езжу на велосипеде. Когда едешь – не куришь. Это тоже плюс. Весь сезон я езжу на работу без проблем. За последнее время велосипедистов стало заметно больше.
Комментарии 7