Главные новости Актобе,
Казахстана и мира
Ақтөбе, Қазақстан және әлемдегі,
басты жаңалықтар

Реклама на сайте diapazon.kz, в Инстаграм @gazeta_diapazon и в газете “Диапазон”: +7 775 559 11 11

112442 просмотра

Каждый казах должен знать свой род и жуз

«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах. 

«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о родах и жузах. 

АТА ТЕГІ – свой род

Общеизвестно, что казахи знают о своей родоплеменной принадлежности. ҚЫРЫҚ РУЛЫ ҚАЗАҚ [мы казахи – сорок родов], говорят про себя казахи, а также КИІЗ ТУЫРЛЫҚТЫ, «АЛАШ» ҰРАНДЫ ҚАЗАҚПЫЗ [мы казахи, проживающие в войлочных жилищах под лозунгом «Алаш»] или еще – КЕРЕГЕМІЗ – АҒАШ, ҰРАНЫМЫЗ – «АЛАШ» [наш кереге /ромбовидный остов юрты/ из дерева, наш боевой клич «Алаш»]. 

АЛАШ – это альтернативное самоназвание казахов, следуя традиции персонификации истории, казахи считают, что АЛАША-ХАН – это реально существовавший персонаж, родоначальник всех тюрков, трое сыновей которого – АҚАРЫС, ЖАНАРЫС и БЕКАРЫС – являются отцами-основателями трех казахских жузов.

То время, когда Алаша-хан правил казахами, в памяти народной считается «золотым веком» – Алаш болғанда [был Алаш тогда]. Ала тай ат болғанда, таңбасыз тай, енсіз қой болғанда [пегий стригунок был конем тогда, стригунки без клейма и овцы без метки паслись тогда]. Астың астауы – алтыннан, иттің итаяғы – күмістен болғанда [блюда для мяса из золота, миски для собак из серебра были тогда]. Алаша бәрімізге хан болғанда [Алаша был для нас всех ханом тогда]. Біз кім болмадық? [кем мы не были тогда?].

Мы перечислим ТАЙПА Младшего жуза, т.к. им не хватило места в квадратиках вышеприведенной схемы. Алимулы составляют 6 родов – қарасақал, қаракесек, төрт қара, шөмекей, шекты, кете. В Байулы 12 родов – шеркеш, адай, жаппас, алаша, байбақты, масқар, беріш, таз, есентемір, тана, қызыл қурт, шейх. Жетыру, как и следует из названия, составляют 7 родов – табын, тама, кердері, кереит, жағалбайлы, тілеу, рамадан.

Из вышеприведенной схемы следует, что к Старшему жузу относятся 12 родов, в Среднем жузе – 6, а в Младшем – 3 ТАЙПА, которые насчитывают 25 родов. 

Кроме того, отдельно выделяются роды, не входящие в жузовскую систему. Самыми крупными из них являются ТӨРЕ – чингизиды, ҚОЖА и СУНАҚ – потомки арабских миссионеров, а также ТӨЛЕҢГІТ – потомки наемных и плененных воинов. 

Широко распространенная пословица гласит: Ұлы жүздің баласын қауға беріп малға қой [Выходцу из Старшего жуза дай бадью и отправь поить скот]. Орта жүздің баласын қалам беріп дауға қой [Выходцу из Среднего жуза дай перо и отправь на судебную тяжбу]. Кіші жүздің баласын найза беріп жауға қой [Выходцу из Младшего жуза дай копье и отправь на битву].

В ученой среде нет единого мнения и в отношении времени возникновения жузовской системы, и в отношении ее идеологической и практической наполненности. Можно предположить, что древние племена, составляющие казахский народ, были поделены на три жуза или, другими словами, на три военных округа древним гениальным полководцем. Казахи на протяжении веков продолжают бережно хранить сведения о своей принадлежности к определенному фронту /кругу/ – ЖҮЗ, армии  – ТАЙПА, дивизии  –  РУ, полку – АТА, батальону –  CҮЙЕК.  

Казахи генетически запрограммированы на сохранение родоплеменной структуры. Самый что ни на есть «асфальтовый» казах незамедлительно даст ответ на вопрос РУЫҢ КІМ [какого ты рода]? Он может не знать языка, может даже не понять вопроса, заданного в традиционной форме ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ?, может быть даже не «чистым» казахом, но поняв, что от него хотят, тут же отрапортует: «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ, подрода Қарабалық». 

Необходимо принять во внимание, что история казахов не знает крупных, с пролитием крови, конфликтов на почве родоплеменного деления. Поэтому хотелось бы думать, что это генетически запрограммированное структурирование, которое и в прошлом не разъединило наш народ, послужит основанием прочности и единства нации и в будущем. Уверенность в этом вызывает и тот факт, что все роды сплетены узами родственных отношений, т.к. во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии – ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР – жен выбирают из другого рода. 

Даже при похоронах уважаемого человека люди, обмывающие покойника и укладывающие его в могилу – СҮЙЕККЕ КІРГЕН АДАМДАР, подбираются с учетом их родовой принадлежности – желательно представительство всех родов, соседствующих и родственных с родом покойного. Полемика о древности, заслугах, героях того или иного рода, протежирование своих соплеменников и «подсиживание» чужаков в жизни носят, скорее, игровой, тренировочный характер. 

Казахские роды имели все атрибуты воинских подразделений, такие как форма (имеется в виду, конечно, обычная одежда и конская амуниция, которая тем не менее имела отличия, по которым можно было определить родовую принадлежность обладателя), знамя, печать-тамгу и боевой клич, но между собой роды никогда не воевали. Случались, конечно, конфликты на почве раздела пастбищ и при барымте, но увечья или даже смерть никогда не служили поводом для вооруженного противостояния. В повседневной жизни для пикировки использовались поговорки, ставшие сейчас анахронизмами, но на их место приходят другие, которые также используются в словесных пикировках и для украшения речи. Так, супружеские пары, составленные из представителей родов Арғын и Найман, сейчас в шутку именуют АН-2, представители рода ТӨРТҚАРА [четыре черных] называют себя «Бонни М», а в те времена, когда казахи не знали о немецких дискогруппах с афроамериканскими участниками, Төртқара дразнили просто – ТӨРТҚАРА, ТЫШҚАН ЕТІН ЖЕП ҚАРА [торткара мышку кушает смотря]. 

Я приведу некоторые из приговорок-дразнилок в качестве занимательного средства для пополнения лексикона. 

Адайдың бейіттерін көргенде өлгің келеді. [Когда видишь мавзолеи Адаев, хочется самому туда лечь].

Арғынның арулары ашаң келеді, ұнатқанына босаң келеді. [Аргынские красавицы стройны, к тому, кто им понравится, они очень добры].

Арғыннан ән таңда, Қызайдан қыз таңда. [У Аргынов песни хороши, у Кызаев девушку бери].

Арғын-Найман аталас, Найман-Керей енелес. [У Арғынов и Найманов отцы – братья, у Найманов и Кереев матери – сестры] и обычно добавляется: енелестер еніп сөйлесер, аталастар ат үстінде сөйлесер.

[У кого матери сестры – беседуют доверительно, у кого отцы братья – переговаривают, не спешиваясь /враждебно/]. 

– Из книги «Ситуативный казахский» 

(Продолжение в следующих номерах «Д») 

Автор — Канат ТАСИБЕКОВ

Комментарии 6

Комментарии модерируются. Будьте вежливы.

  • dalg781

    dalg781

    у меня так сказать закралась не стыковка, если АЛАШ - предок родов и это было так скажем давно, предположим Алаш был 11 -13 веке - хотя это бред, но почему я взял вот эти 11 - 13 в, потому что (не знаю про Аргынов) но наймане в состав казахов влились вот в 10 - 13 веке, до этого они мирно жили с татарами кереитами меркитами уйгурами киргизами за байкалом (и около) позднее на алтае, а при Чингизхане так как Чингизхан разгромил их и они бежав от своих земель влились в состав казахов. Так что если так взять либо найманам в том списке не место либо предок Алаш был современником Чингизхана и после того как Чингизхан изгнал найманов со своих земель, Алаш принял их и создал три джуза в котором наймане записаны.

    4
    5
  • Lady_Di

    Lady_Di

    "тут же отрапортует: «Я Юра, сын Ақтая, рода Қыпшақ,")))

    5
    3
  • dalg781

    dalg781

    так к слову Алаш - это миф, как Ромул и Рем. заметил еще ошибку с переводом. ТӨРТҚАРА, ТЫШҚАН ЕТІН ЖЕП ҚАРА [торткара мышку кушает смотря], слово ЖЕП ҚАРА у казахов в этой дразнилке не переводится как кушает смотря, если слово ЖЕП ҚАРА переводится как кушает смотря, то слово ІСТЕП ҚАРА переводится как делай смотря что ли, или ҰЙҚТАП ҚАРА - спи смотря. правильный перевод дразнилки ТӨРТҚАРА, ТЫШҚАН ЕТІН ЖЕП ҚАРА - торткара, попробуй поешь мышиного мяса. ҰЙҚТАП ҚАРА - попробуй поспи, ІСТЕП ҚАРА - попробуй сделай, постарайся.

    5
    1
  • Nokia5800

    Nokia5800

    "во избежание нарушения табу на брак с девушкой ближе седьмого колена по генеалогии – ЖЕТІ АТАДАН БЕРІ ҚЫЗ АЛЫСПАҢДАР – жен выбирают из другого рода" Вот поэтому и должен. Иначе женишься на кузине и нарожаешь уродов

    11
    2
  • dalg781

    dalg781

    редакция газеты ДИАПАЗОН мне стыдно за вас, что вы печатаете отрывки из книги "ситуативн казахский" со столькими ошибками даже не поправив его ошибки, или вам заплатили КОНКРЕТНО либо я не знаю - вы хотите что бы все с ошибками изучали казахский как тышқан етін жеп қара - мышку кушает смотря - ну это ведь бред диапазон постыдитесь перед массой людей которые начнут изучать казахский язык по бредовой книге СИтуативный казахский.

    13
    1
  • dalg781

    dalg781

    ногай если четно сказать пусть ногай (почему слово ногай винда принимает за ошибку хотя в русс языке есть слово ногай) и является родом отдельным но он намного ближе к казахам и является частью казахов, но автор просто был обязан написать и про вас что так и так есть такое племья, честно я бы не рекомендовал эту книгу "ситуативный казахский" ни тем кто изучает казахский и ни тем кто знает казахский, дабы в двух отрывках которые печатаются в диапазоне столько ошибок что любого дизарентирует, не знаю куда смотрет редакция газеты диапазон когда РЕКЛАМИРУЮТ и ПЕЧАТАЕТ столь лживую с точки зрения в ассоциативном понимании перевода между казахским и русским, и также "ситуативны казахски" - это лживый и не проверенный псевдо книга.

    7
    4