• 11919 просмотров
Дом с детьми – базар, без детей – мазар
«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о членах семьи.
«Д» продолжает публиковать отрывки из книги Каната Тасибекова «Ситуативный казахский». На этот раз поговорим о членах семьи.
ҮЙ-ІШІ – семья
Семья – ЖАНҰЯ, ҮЙ ІШІ, ОТБАСЫ, ШАҢЫРАҚ, ОТАУ, ТҮТІН – вот клетка, из которой строится казахский общественный организм. Однако молодая семья, даже имеющая детей, еще не является в полном смысле самостоятельной единицей, пока жив и дееспособен глава большой семьи. На свадьбах или похоронах, этих двух важнейших жизненных мероприятиях, семья обычно участвует в составе трех поколений: ОТАҒАСЫ [глава семьи], БӘЙБІШЕМЕН [с женой]; ОТАУ ТІККЕН ҰЛ-ҚЫЗДАРЫМЕН [взрослые сыновья и дочери с супругами], БАЛА-ШАҒАМЕН [с их детьми]. Со смертью главы семьи крепкая семья обычно не распадается, дом главы семьи остается в статусе ҮЛКЕН ҮЙ [главного дома], обязанности главы семьи могут перейти, например, к его жене, а затем и к одному из сыновей, не обязательно самому старшему или самому обеспеченному. Скорее, это может быть КЕНЖЕ – младший сын, который традиционно наследует ҚАРА ШАҢЫРАҚ [дом отца по отношению к сыновьям]. Буквально ШАҢЫРАҚ – это центральный элемент юрты – купольный круг, ШАҢЫРАҚ КӨТЕРУ – это поднятие купола при установке юрты, но также и создание новой семьи, дома; ШАҢЫРАҚ ИЕСІ – глава семьи; ШАҢЫРАҒЫ ОРТАСЫНА ТҮСТІ – потеря опоры семьи, разрушение семейного очага; ШАҢЫРАҒЫҢ БИІК БОЛСЫН – пусть будет крепка семья. Создание новой семьи выражается также словами: ОТАУ ТІГУ – установка новой юрты; ТҮТІН ТҮТЕТУ – разжигание очага.
АТА-ӘЖЕ – дедушка-бабушка
АТА – это отец отца. НАҒАШЫ АТА – это отец матери, отец жены тоже АТА, но уже ҚАЙЫН АТА – тесть. Пословица ӘЗІЛІҢ ЖАРАССА, АТАҢМЕН ОЙНА – если шутка уместна, шути хоть с дедом, имеет значение хоть с тестем. Также говорят – КҮШ АТАСЫН ТАНЫМАС [сила не признает старшинства], в этом случае АТА это уже просто старший по возрасту, которого нужно уважать, но не играть с ним в поддавки. АТА – это также и предок, родоначальник рода – ҚАЙ АТАНЫҢ БАЛАСЫСЫҢ? – так спрашивают, чтобы выяснить родовую принадлежность – это правильнее, чем РУЫҢ КІМ?
ӘЖЕ – бабушка, уже само слово, как на русском, так и на казахском языке, имеет ласкательный оттенок, который обычно еще и усиливается соответственно: бабуля, бабуся – ӘЖЕЙ, АҚ ӘЖЕ, ӘЖЕКЕ, ӘЖЕТАЙ, в нашем новоязе это ӘЖЕШКА.
ӘКЕ – отец
Место отца у казахов отражает фразеологизм – ӘКЕ – АСҚАР ТАУ [отец – горная вершина], выражение, которое, как правило, не употребляется по отношению к кому-либо еще. Образно говоря, для казаха степь – это то, что его окружает, а горы – символ величия и четкий ориентир в пути, следовательно, отец – это вершина постоянная и незыблемая.
АНА – мать
Про мать же говорят – ТҮНГІ ҰЙҚЫСЫН ТӨРТ БӨЛІП [деля ночной сон на четыре части], она растит детей – ТҰМСЫҚТЫҒА ШОҚЫТПАЙ, ҚАНАТТЫҒА ҚАҚТЫРМАЙ [не давая клювастым клевать, а крыластым сбивать], весь дом держится на женщине, она – ОТЫНЫМЕН КІРІП, КҮЛІМЕН ШЫҒАДЫ [входит в дом с дровами, выходит с золой]. Признание огромной роли женщины, матери содержится в выражении:
Әйел бір қолымен бесікті, екінші қолымен әлемді тербетеді [женщина одной рукой качает колыбель, другой весь мир].
ЕРЛІ-ЗАЙЫПТЫ – супруги
Поверхностный взгляд на роль и место жены в казахской семье может привести к ошибочному мнению о дискриминации женщины и безоговорочном доминировании мужчины. В какой-то мере на этот стереотип работают старые пословицы, в которых слово ҚАТЫН эквивалентно слову жена. В русском языке это чудом сохранившиеся – «у бабы волос длинный – ум короткий» и «курица – не птица, баба – не человек». Казахи по поводу этого различия говорят даже ҚАЗАҚ ЖАҢЫЛСА – ҚАРТЫНАН СҰРАЙДЫ, ОРЫС ЖАҢЫЛСА – ҚАТЫНЫНАН СҰРАЙДЫ [казах в затруднении обращается к старику, русский в затруднении спрашивает жену].
ҰЛ-ҚЫЗ – дети
Дети – это самое дорогое, что есть у человека. Казахи особенно БАЛАЖАНДЫ [чадолюбивы], они считают, что основная миссия, с которой человек приходит в мир, это дать жизнь своему потомству, а отсутствие детей считают страшным божьим наказанием – БАЛАЛЫ ҮЙ – БАЗАР, БАЛАСЫЗ ҮЙ – ҚУ МАЗАР [дом с детьми – базар, дом без детей – могила].
ҰЛ – сын. Сыну принадлежит особое место, которое не может занять никто, – это место продолжателя рода – АРТЫНДА ҚЫЗЫ ҚАЛҒАННЫҢ – ІЗІ ҚАЛҒАНЫ, АРТЫНДА ҰЛЫ ҚАЛҒАННЫҢ – ӨЗІ ҚАЛҒАНЫ [оставивший после себя дочь – оставил след, оставивший после себя сына – остался сам]. Казах воспринимает жизнь просто – ҰРПАҚ АЛМАСАДЫ, ӨМІР ЖАЛҒА-САДЫ [жизнь продолжается – поколения меняются] и по привычке ассоциировать себя с лошадью заключает – АТ ТҰЯҒЫН ТАЙ БАСАР [в след коня вступит жеребенок].
Чем больше у тебя сыновей – тем лучше:
Жалғыз ұлы бар кісінің шығар-шықпас жаны бар [у кого один сын – у того в чем только душа держится],
екі ұлы бар кісінің өкпе-бауыр, жалы бар [у кого два сына – у того все на месте],
үш ұлы бар кісінің Бұқарада малы бар, Қорасанда қолы бар [у кого три сына – у того скот в Бухаре, войска в Хоросане],
төрт ұлы бар кісінің аспанға салған жолы бар [у кого четыре сына – у того дорога проложена на небеса].
ҚЫЗ – дочь. Несмотря на возлагаемую на сына миссию продолжателя рода, нельзя сказать, что идеальная семья по-казахски это семья, имеющая исключительно сыновей, дочери в казахской семье также желанны и любимы. Во-первых, дочь сама заставит себя любить, казахи в шутку говорят – ҚЫЗ – ШАЙТАН, ЖҮРЕККЕ КІРІП КЕТЕДІ [дочь – дьявол, влезет прямо в сердце], во-вторых, имеющий дочерей имеет перспективу расширить свой круг родственников – ҰЛ – ҚОНЫС, ҚЫЗ – ӨРІС [сын – свой дом, дочь – родственники на стороне].
— Из книги «Ситуативный казахский» [Продолжение в следующих номерах «Д»]
-
На мотоцикл нет документов. Можно ли его легализовать?
-
Опять реформа ЖКХ. Что ждет жителей многоэтажек и как они будут управлять домами
-
Сколько в Казахстане живет ветеранов
-
В Актобе делают новый сквер по улице Есет батыра
-
Копии документов требовать запрещено. Совет юриста
-
Актюбинский завод ферросплавов успешно провел модернизацию печи №44
-
Погода в Актобе на 15-17 апреля. Ожидается потепление
-
Бескомпромиссные рокеры из Актобе показали мир наизнанку
-
В Казахстане хотят установить госномера на велосипеды и самокаты
-
Вокзал в Актобе реконструируют
-
Народный репортёр. Осенью 2024 года в нашем дворе все перекопали
Пишите обращение в Акимат и отдел ЖКХ через систему е-оtinish. В данном случае нарушены правила благоустройства. Также напишите заявление участковому полицейскому. Ст.505 КоАП РК предусматривает... -
Радикал убеждал, что убийство – это меньший грех, чем отказ от молитвы
Исламизация Казахстан идет усиленными темпами Халифатчики готовы к Государственному Перевору в Республике куда смотрит Комитет Национальной Безопасности ??? -
Актюбинский завод ферросплавов успешно провел модернизацию печи №44
Для чего освещать в средствах массовой информации новости от олигархов? Что нам даёт АЗФ?И что толку актюбинскому народу от модернизации печи№4? -
Разрушающееся СИЗО показали актюбинским депутатам
Кто ворует, откаты берёт, там будет скоро. -
Разрушающееся СИЗО показали актюбинским депутатам
А деньги на ремонт не выделялись ни разу? Верится с трудом) -
На мотоцикл нет документов. Можно ли его легализовать?
Начали везде писать узнать звонить , оказывается мы не одни такие,люди тоже столкнулись с такой проблемой,но не кто не знает что делать????смешно есть новый Мот... -
На мотоцикл нет документов. Можно ли его легализовать?
Такая же проблема,все документы на руках полный пакет, осмотр пройден.пришли в цон говорят нет эптс требуют,новый закон 1января 2025года ,на который не кто не может... -
Сразу на затылке штрихкод набейте - актюбинцы о предложении установить номера на велосипеды
Лишь о народе думающие избранники потустороннего от Казахстана мира позабыли о строительных и садовых тачках. Вот где раздолье для пополнения дырявого бюджета -
У котиков в центре города появилась своя ночлежка
Маленький Стамбул! Хорошо, когда почитают наших братьев меньших! -
Сразу на затылке штрихкод набейте - актюбинцы о предложении установить номера на велосипеды
На детский 3-х колёсный велосипед тоже нужен госномер?
Комментарии 0